^Наверх
  
  
  
Get Adobe Flash player

События

Методические рекомендации для педагогов раннего возраста «Планирование работы по чтению художественной литературы с детьми раннего возраста»

Слушаем песенки и потешки.

Многочисленные исследования показали, что у ребенка, которому начинают читать с младенчества, интерес к литературе как искусству слова формируется раньше и сохраняется на долгие годы.

Колыбельные песни и поэзия пестования – это создававшиеся веками поэтический репертуар, который сопровождал ребенка в раннем детстве, сохранившийся благодаря возникновению книжной литературы и ставший неотъемлемой частью художественной литературы.

В этом жанре слово выступает в нерасторжимом единстве с движением. Пестование как физический комплекс упражнений сопровождается музыкой, движением стиха, почти обязательной игрой слов. В потешках определяющим началом оказываются слова, не только организованные ритмически и рифмой, но и сложившиеся в сюжетном повествование или диалог. Потешки – это маленькие шутливые сцены – картины. Реальность оказывается включенной в фольклорно – образный мир. Поэтизация обычных предметов и явлений подчеркивает их достоверность и одновременно с этим возвышает обыденное.

Среди особенностей  ребенка – слушателя опытный воспитатель всегда выделит стремление к многократному повторному слушанию чтения одного  того же понравившегося произведения. Но необходимо помнить, что чтение и рассказывание как искусство слова взаимодействуют и с другими видами познавательно- речевого и художественно- эстетического развития ребенка – театрализованной деятельностью, рассматриванием произведение книжной графики.

Возрастные и психологические особенности детей 2 лет такого, что при отсутствии произвольности они с большим трудом могут сосредоточиться при слушании и рассматривании иллюстраций. В этом возрасте наибольший интерес и эмоциональную значимость имеет то, что знакомо из опыта общения с близкими. Поэтому целесообразно провести опрос родителей, который позволит вам узнать, какие книжки читали ребенку до  прихода в детский сад, какие сказки, потешки наиболее любимы им. Как показывает практика, чаще всего в их число входят «Сорока- белобока», «Ладушки», «Идет коза рогатая».

В ходе игры воспитатель читает наизусть потешку и показывает игровые действия, побуждая детей повторять. Игра проводиться при участии всех детей, присутствующих в группе. Для этого в групповой комнате определяется место проведения чтения или рассказывание потешки, когда дети располагаются не за столами, а на ковре, в игровой зоне.

Еще один распространенный распространенный вариант чтения потешек малышам – игра. Например: начиная с легкого массирования центра ладошки малыша, воспитатель тем самым побуждает его распрямить кулачек. Взяв кисть малыша, прикладывает его ладошку к своей ладони и приговаривает : «Ладушки, ладушки, испекли оладушки!». Постепенно игра усложняется. Ладошка малыша на время отстраняется от ладони воспитателя, а затем опять прикладывается. Движения должны совпадать с ритмом стиха. Так ладони воспитателя и ребенка соединяются на слово «ладушки» и разъединяются на слово «испекли оладушки» и т.д. По мере освоения ребенком данных игровых действий воспитатель уже берет в руки обе ладошки и играет с ребенком.

Для чтения и рассматривания в библиотеке группы или дошкольного образовательного учреждения необходима книга с иллюстрациями Ю.А. Васнецова или альбомы с репродукциями его иллюстраций к произведениям фольклора. Иллюстрация Васнецова к потешкам и сказкам можно рассматривать  бесконечно долго, каждый раз словно впервые удивляясь способности художника органически соединять декоративную живопись и детский рисунок.

Фольклор и народная игрушка.

Очевидно, что народная поэзия и игра, произведения детского фольклора и потешные игрушки-забавы, к которым, например, относят климовскую народную игрушку, имеют много общего. Эстетическое воздействие, которое они оказывают на ребенка, в полной мере обнаруживается в процессе чтения или рассказывания детям или вовремя проведения игровых действий с игрушками. Например, воспитатель организует игру с забавными фигурками, изделиями климовской фабрики игрушек, сопровождает ее чтением потешки или пением.

Но тексты потешек или других жанров фольклора для детей, дошедшие до нас из глубины веков, сохранились благодаря прежде всего книжной литературе. Именно собиратели фольклора, а потом литературные обработчики, среди которых были многие известные детские поэты например, К. Чуковский, рассказали многим поколениям детей, которые читали книги с потешками и песенками, о котике-коточке, сереньком козлике, коне, который ходит по бережку, и многих других персонажей песенок и потешек. В современной климовской игрушке есть и нарядные улыбающиеся  котик и козлик, конек- каталка. Их предки – игрушки, созданные еще в позапрошлом столетии, - послужили живым изобразительным прототипом для художников, иллюстрирующих детские книги для самых маленьких. Классический пример использования этого прототипа – творчество замечательного русского мастера Ю.А. Васнецова.

Его книжки-картинки вместе с поэзией и игрой дают ясную предметную модель мира, отвечают детской любви к яркому цвету, к четким и выразительным ритмам движений и звуков, исповедуют общую веру в волшебные творческие свойства поэзии и игры.

В библиотеке дошкольного образовательного учреждения должны быть и другие книги с произведениями фольклора. В последние десятилетия почти не встретишь когда то широко распространенные книжки- «раскладушки». Такие книжки наиболее наиболее функциональны при работе с большой группой детей. Их формат и возможность показа всем детям будут хорошим подспорьем в работе по приобщению детей к чтению. Например, проиллюстрированная книжка- «раскладушка» к потешкам «Ладушки», или «Сорока- белобока», многократно будет использоваться и при чтении потешек, и при рассматривании иллюстраций.

При создании иллюстраций к книге, которую ребенок от 2 лет будет рассматривать самостоятельно, должны быть определены особые требования. Рисунок должен быть понятным ребенку, но в то же время должен быть таким, чтобы ребенок, самостоятельно рассматривающий книжку, смог как бы войти в работу художника, понять его замысел. Талантливая иллюстрация, таким образом, поможет приобщить ребенка к процессу художественного творчества, будет воспитывать его эстетическое воспитание.

Книга для малышей должна быть из плотного картона. Такая книга в качестве подарка на день рождения, приобретается для каждого ребенка группы и находиться в группе в свободном доступе для самостоятельного ознакомления.

Чтение потешек должно проходить следующим образом:

  1. Воспитатель определяет жанр произведения и его название: «Расскажу сказку», «Прочитаю потешку».
  2. Рассказав сказку или прочитав потешку, воспитатель показывает малышам иллюстрации к художественному произведению.
  3. Педагог помогает детям вспомнить персонажей и назвать их.
  4. Чтение потешки должно быть многократным. При повторном прочтении воспитатель обращается к детям, например, после слушания чтения потешки «Заинька»: «Позовите заиньку…» Дети с помощью воспитателя повторяют слова потешки: «Заинька, приди в сад, серенький, приди в сад». И т.д.

При следующем чтении воспитатель размещает репродукцию с иллюстрации Ю.А. Васнецова в групповой комнате и приглашает детей рассмотреть ее. Спрашивает: «Кого нарисовал художник? (Заиньку.)» Что делает заинька? (Дарит цветы.) Что надел заинька? (Заинька надел сапожки и рубашку.) Заинька какой? (Добрый, веселый, нарядный, красивый.) Иллюстрация какая?» (Красивая, веселая, добрая.) По окончании рассматривания картинки воспитатель читает или поет текст потешки.

Вариант повторного чтения – воспитатель привлекает внимание детей действиями с игрушками.

  1. Воспитатель показывает детям игрушку.
  2. Дети рассматривают игрушку, по просьбе воспитателя или самостоятельно придумывают зайчику имя, называют зайчика : зайчик добрый (веселый, красивый) и т.д.
  3. Воспитатель предлагает детям вспомнить потешку «Заинька». С помощью воспитателя дети рассказывают потешку (две строчки).
  4. Воспитатель поет песенку на слова потешки и привлекает детей к повторению слов потешки.
  5. Воспитатель организует игру по мотивам потешки. Это может быть как подвижная, так и сюжетно-ролевая игра.

Еще одной из форм почтового чтения детям может стать инсценирование художественного произведения.

В работе по приобщению детей к чтению театр тем более необходимым. Театральное искусство – это синтес литературы, музыки, изобразительного искусство, танца. Инсценирование художественного произведения и показ спектакля детям – это всегда что то необычное, праздничное.

В детском саду организация и проведения спектакля полностью ложатся на плечи   взрослых – воспитателей и их помощников, поэтому подготовка к спектаклю не должна занимать много времени, которого и так катастрофически не хватает воспитателям, особенно работающим с маленькими детьми. Но в то же время нельзя лишить малышей такой радости, как показ спектакля. Это знает каждый, кто хоть раз видел, с какой радостью и восхищением воспринимают дети увиденное.

Показ спектакля, таким образом, становиться итоговым видом деятельности в ходе работы по ознакомлению детей с художественным произведение, но это вовсе не означает что спектакль по какой либо потешке должен быть показан один раз, а читать потешку больше не надо. В планировании работы по приобщению детей к чтению знакомство с новым художественным произведение будет проходить не чаще 2-3 раз  в первом полугодии и 3-4 раза во втором.

Рекомендации к инсценированию художественного произведения

Прежде чем осуществлять показ инсценировки потешке, воспитатели знакомят детей с главным героем будущего спектакля. Дети рассматривают игрушку по просьбе воспитателя придумывают ей имя. Воспитатель дает краткую характеристику персонажу: добрый, веселый, красивый и т.д. Затем воспитатель предлагает вспомнить потешки с участием этого героя.

При инсценировки потешек где нет диалога, а присутствует простое развертывание сюжетного действия, которое, как правило, очень сжато , воспитателю следует подумать, каким образом можно расширить повествование, например путем введения новых персонажей или соединением двух потешек в одну и т.д. походу проведения спектакля можно задействовать детей как активных помощников, когда, например, нужно вспомнить слова текста потешке или подсказать, кто из персонажей должен появиться на сцене и т.д. Особую привлекательность спектаклю придадут элементы импровизации, т.е. воспитатель может после произнесения слов, соответствующих тексту потешки, добавить собственную интерпретацию сказочного образа.

Какую литературу еще можно рекомендовать для чтения 2-3 лет?

Стихотворения для самых маленьких, как и фольклорные произведения малых форм, по своей структуре имеют большой арсенал словесно- изобразительных средств. Например, разнообразные средства поэтической фонетики: аллитерация, ассонанс, звукоподражание. При чтении их обязательно нужно подчеркнуть, выделить.

Сюжеты сказок реализует один из важнейших приемов в обучении и развитии - это повторение схемы событий в определенной последовательности и заданном построении. А рассказы в занимательной форме познакомят детей с представлениями и явлениями, расширяющими их кругозор.

© 2013-2024 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 8 города Шимановск" Все права защищены. Рейтинг@Mail.ru